суббота, 16 мая 2015 г.

Жена купца


Жила - была одна девушка. Сильная она была, смелая, как пехлеван (богатырь). Съедала она в день по три с половиной хлебца и пряла по три с половиной мотка шерсти.  А если приходилось ей меньше съесть, то тогда работать она не могла.

     Однажды она поела только три хлебца, половины не хватило. Поднялась голодная на крышу и стала причитать:
     - Три съела, полбеды! Три съела, полбеды!
     В это время проходил  по улице купец.  Удивился он женщине на крыше и спросил людей, что это значит.

     Соседи объяснили, что эта девушка  съедает в день три с половиной хлебца и прядет три с половиной мотка пряжи. Сегодня она съела всего три хлеба, половины не хватило. А когда она не насытится, то кричит так, как сегодня.
     Девушка очень понравилась купцу, задумал он на ней жениться.  «В мое отсутствие,- подумал он, - она напрядет мне пряжи, а я продам ее, и будет у меня лишний заработок».
     Попросил купец соседа девушки:
     - Сосватай ее за меня.                     
     Сосед передал предложение купца девушке. А девушка в ответ:
     -  Пойду я за купца, но с одним условием.  Пусть не заставляет меня много работать, не то превращусь в лягушку.
     Сосед пересказал купцу условие девушки. А купец подумал: «Возможно ли, чтобы человек превратился в лягушку? Она, видно, хочет испугать меня этим», - и согласился на условие девушки. На следующий же день купец  сыграл свадьбу. Прожили они некоторое время весело и зажиточно. Однажды купец сказал жене:
     - Жена, я уезжаю по торговым делам, а тебе оставляю целый дом шерсти, к моему возвращению спряди ее.
     - А когда ты вернешься? – спросила жена.
     - Погляди, - ответил купец, - видишь за домом холм? Когда он зазеленеет, тогда и жди меня.
     Попрощался купец с женой, нагрузил на верблюдов товар и двинулся в путь. После отъезда мужа жена поняла, что не успеет спрясть целый дом шерсти. Стала она съедать по три с половиной хлебца в день  и понемногу прясть пряжу. Так проходили ее дни. Поглядела  раз жена купца на холм за домом и видит, зазеленел он уже, а шерсти остается еще много. Испугалась она, что вернется скоро муж и потребует работу. Стала она прясть  с утра до ночи, но никак больше трех с половиной мотков в день напрясть не могла. Так она была занята, что времени  на выпечку хлеба уже не оставалось. Она замесила тесто, бросила на каждое плечо  по шматку замеса и  поднялась на крышу, не выпуская из рук пряжи.
     - Зазеленеет холм за домом, муж меня прибьет тем колом! – громко приговаривала она на крыше.
     Стеная и не выпуская из рук пряжи, она поочередно откусывала тесто с каждого плеча.
     А в это время проходила мимо дома свита Джазанского принца. Вот уже несколько лет как в горле принца застряла кость, и он не разговаривал.  Ни один врач  не мог помочь ему. Возили всюду в надежде найти избавителя от беды.
     Вдруг принц увидел женщину на крыше. Много лет молодой человек не улыбался, погруженный в горе и печаль. Ужимки женщины показались ему смешными.  Не удержался  и громко расхохотался. Кость выскочила из горла и упала на землю. В тот же миг к юноше вернулся дар речи. Свита принца ликовала.
     - Люди, - обратился принц к окружающим, - если  бы эта женщина не рассмешила меня, я так и остался бы немым. Кто любит меня – одарит ее.
     Но женщина, когда стали ее одаривать, сказала:
     - Юноша, не нужно мне подарков. Муж, уезжая, поручил мне превратить в пряжу целый дом шерсти.  Работу я должна завершить к его возвращению. Так что, если хочешь сделать  мне добро, поручи своим людям спрясть эту шерсть.
     Принц отдал приказ, и за один день вся работа была сделана. Через несколько дней вернулся купец и видит, что вся шерсть превращена в пряжу.
     - Жена, - сказал купец, - ну и энергичной ты у меня оказалась. Вот и хорошо, каждый раз в мое отсутствие ты будешь прясть столько же шерсти, и за короткое время мы разбогатеем.
     Жена купца поняла, что муж и в следующий  свой отъезд оставит целый дом шерсти, а она не сможет справиться с работой, и тогда откроется ее хитрость. Как только муж  ушел по делам, жена поймала лягушку и пустила ее в дом. Когда вернулся муж домой, жена стала оказывать лягушке  знаки внимания.
     - Ах, тетушка, -  причитала она,  -  добро пожаловать  в наши края. Да стану я твоей жертвой, не ходи по голому полу, садись на эту подушку.
     Удивился купец и спрашивает:
     - Ты, жена, с ума, что ли сошла? Какая она, эта лягушка, тебе  тетя?
     - С чего это  ты взял, что я сумасшедшая? – отвечает жена мужу. – Это  моя родная тетя и есть. У нас порода такая.  Сначала  мы все очень красивые, а от большой работы превращаемся в лягушек. У этой моей тети муж тоже был купцом. Каждый раз, уезжая по торговым делам, он поручал  бедняжке напрясть такое количество пряжи, что она  превратилась в лягушку.
     - И ты тоже от работы можешь превратиться в лягушку? – спросил муж.
     - А как же, - ответила жена. – У нас порода такая.
     - Послушай, жена, золотко мое, - стал просить купец, -  не надо теперь тебе работать, не надо превращаться в лягушку. Как-нибудь проживем и без твоей пряжи.
     Шли дни, месяцы.  Купец снова собрался в дорогу. На этот раз он никакой работы жене не оставил.  А жена купца к тому времени понесла ребенка. Купец предупредил жену, что при удачной торговле вернется домой скоро. Но дела, как видно, шли плохо. Жена ждет мужа месяц, два, три, семь месяцев.  От купца ни слуху ни духу. Наконец оседлала  жена мужниного  коня  и двинулась на поиски купца. Долго ли, коротко ли, перевалив через горы, проехав через долы, добралась жена купца до какого-то леса.  И наступил срок ей разрешиться.  Она осторожно сошла с коня и тут же родила ребенка. Завернула  она ребенка в платок, привязала к спине, вскочила на коня и двинулась дальше.  А в это время как раз падишах со свитой  охотился в том лесу и увидел он, как легко разрешилась женщина от бремени. Ускакала женщина, а падишах и думает: «Ну и дела! Моя жена за сорок дней до родов  уже ничего не делает, ложится в шелковую постель, стонет да охает, а слуги и рабы так и вьются вокруг. А потом сорок дней после родов ахает, ворчит: «Ах, умираю, ах не садитесь здесь, ах,  не стойте, ах, не хочу есть, ах, не хочу пить». Прямо  хоть беги из дворца. А этой женщине все нипочем. Видно, моя жена  притворяется. Ну,  погоди, вернусь домой, покажу тебе, как меня обманывать!»
     Настреляв разной дичи, падишах вернулся домой.  Рассказал он об увиденном  в лесу своей жене и поругал ее за то, что она нежится , притворяется в подобной ситуации.  Жена падишаха никак не могла убедить мужа в том, что на самом деле ей тяжело рожать.  Наконец она воскликнула:
     - Хорошо, я докажу тебе, почему это так бывает.
     Обстоятельства сложились так, что падишаху пришлось предпринять дальний поход. А был  у падишаха прекрасный сад.  Произрастали здесь всевозможные плоды и цветы. Уходя в поход, падишах  позвал садовника и поручил:
     - Береги сад. Поливай своевременно деревья, не дай  им засохнуть!
     Поклонился садовник и ушел.  А падишах перепоясался мечом, встал во главе войска и двинулся в путь.
     Дождалась отъезда мужа жена падишаха, позвала к себе садовника и говорит:
     - Послушай, старик, до возвращения мужа не поливай сад!
     - Госпожа! – отвечает садовник. – Деревья высохнут, если их не поливать. Что же я отвечу падишаху, он вернется?
     - Не твое дело, - говорит жена падишаха, - я сама ему отвечу. Выполняй то, что я велю.
     Садовник вынужден был не поливать сад. Деревья под солнечными лучами без воды высохли. Прошло время, вернулся из похода падишах, видит, засохли деревья, сад погиб. В тот же миг приказал привести к нему садовника.
     - Не поручал ли я тебе присматривать за садом, старик, - закричал падишах. – Это что такое – все деревья  засохли! Сейчас я прикажу набить тебя соломой, кА чучело, тогда поймешь, как можно не выполнять моих  приказаний.
     Поклонился садовник падишаху и отвечает:
     - О, властелин мира! Я ни в чем не виноват. Все это дело рук твоей жены. Расспроси ее, она и скажет.
     Позвал падишах жену.
     - Почему это ты вздумала погубить мой сад?
     - Да что здесь непонятного? – говорит жена падишаха. – Я приказала садовнику не поливать сад, поэтому засохли деревья.
     - Ты что, с ума сошла, что ли? – закричал падишах. – Где это видано, чтобы деревья жили без воды?
     - Но ведь деревья в лесу никто не поливает, а они  не сохнут.
     - Так деревья в лесу привыкли к этому, поэтому  и не сохнут.
     - Вот это и хотела я услышать от тебя, - ответила жена падишаха. – Помнишь, видел ты как-то в лесу женщину, которая родила без стонов и ахов, а потом села на коня  и ускакала?  Вернулся ты тогда и ругал меня за то, что я не такая.  Не слушал ты меня , когда я объясняла, что все дело в воспитании:  та женщина воспитана так, а я иначе. Теперь ты видишь, что деревья, которые росли в саду, не смогли жить  без полива, а лесные растут себе без заботы, без ухода. Знай же, что я получила воспитание, как садовые деревья, а та женщина – как лесные.
     Падишах понял, что жена доказала ему свою правоту.
      А теперь вернемся к жене купца. Долго находилась она  в пути,  наконец, достигла какого-то города. Узнала она, что муж сидит в темнице за потраву падишахова заповедника верблюдами. Как ни старалась женщина, ее ни к падишаху во дворец, ни к мужу в темницу не пустили.  Решила женщина, что в этом царстве все наоборот. По-хорошему к падишаху попасть невозможно. Тогда пустила она своего коня  в заповедник, решив, что схватят ее и поведут к падишаху, а там она  скажет ему, что хотела. Схватили ее стражники и привели  к падишаху.
     - Как ты смела пустить своего коня в мой заповедник, женщина? – закричал падишах.
     - О, падишах !  - отвечала женщина, - моего мужа  ты держишь в темнице. Как ни старалась я проникнуть к тебе, чтобы рассказать о своем горе, не смогла. Поняла, что прямым путем в твоем царстве ничего не добьешься, и стала искать  выход. Решила потравить твой заповедник и попасть или тебе, или к мужу в темницу.  Вот и оказалась  теперь я  перед тобой.
     Падишах был сильно разгневан. Приказал он бросить женщину в темницу. Схватили жену купца, но она обратилась к  падишаху:
     - О, падишах, если кто-то избавит тебя от смерти, как ты расплатишься с этим человеком?
     - И я спасу его от смерти, - ответил  падишах.
    - Если так, почему же ты бросаешь меня в темницу?  Я та самая женщина, которая когда-то избавила тебя от кости в горле, а, значит, спасла от смерти.
     Падишах пригляделся к женщине и узнал ее. Он тут же приказал выпустить из темницы мужа своей спасительницы.
     Купец, увидя жену, удивился:
     - Как ты здесь очутилась, жена?
     - Пойдем-ка, муж, домой, по пути я тебе все расскажу.
     Купец с женой пустились в обратный путь. Жена рассказала мужу обо всем, что с ней приключилось. Купец похвалил жену за смелость и находчивость. Благополучно достигли своего дома и стали жить-поживать, добро наживать.

  Читайте також: Гнев пчел

    
      


Комментариев нет:

Отправить комментарий